"ПОДОРОЖНИКИ"

16 января 2018 - Гвидон

 Петр Анатольевич подошёл к окну своего рабочего кабинета и раздвинул шторы, что были закрыты на день.За окном  стало темнеть.На улице было безветренно, пошёл легкий пушистый снежок.Гаранин очень любил именно такую погоду в родных сибирских краях.За окном он увидел, как к школе спешили смеющиеся и бурно что-то обсуждающие  разрозненные пары разного возраста.Он улыбнулся.Это  спешили в родную  школу их выпускники.Спешат на встречу с детством и юностью, на встречу со своими друзьями и учителями, со своим прошлым.
Такие традиционные встречи Новососновская  школа давно уже стала проводить в первую пятницу февраля, чтобы дать возможность ребятам побывать и в средней школе в соседнем селе, которую большинство  окончили.
-Да, летит время,-подумал Гаранин,-давно ли пришёл в эту школу он сам.И вот уже сорок четыре года на посту.Нет, был правда небольшой перерыв, его выдвигали на партийную работу.Но потом он снова вернулся в свою  школу, так как просто не мог без этой атмосферы, дорогих для него коллег.Он был просто влюблен в эту небольшую школу у дороги.Да, именно у дороги, у большака, как говорили  новососновцы.Большак этот вёл на федеральную трассу и соединял два областных центра.Школа находилась чуть в отдалении, в большом яблонево-сиреневом саду.
Само же село Ново-Сосновка растянулось одной улицей вдоль небольшой извилистой речушки  на два-три километра.Речушка впадала в большое, богатое рыбой озеро, так что рыбаками здесь были все.Любил рыбалку и Гаранин.
За рекой тянулись смешанные леса и поля крупной агрофирмы, которая образовалась на базе развалившегося, когда-то преуспевающего хозяйства.
Правда вернулся Гаранин уже не в деревянную восьмилетку, а в новое современное кирпичное здание со спортзалом, которое на собственные средства построила агрофирма.Распалагалась новостройка здесь же в саду, рядом со старой, которую частично разобрали, оставшуюся часть приспособили под мастерские и кабинеты для кружковой работы.
Местные жители  и учителей и ребятишек в шутку с любовью называли " наши подорожники".Никто на это не обижался, всем нравилось.
Коллектив и сейчас работает в основном прежний, за исключением двух-трёх человек.
Основные предметники уже ветераны.Вот и сегодня традиционная встреча выпускников пройдет несколько по измененному сценарию.
В этом году исполнилось сорок пять лет, как в эту школу пришла работать преподавателем истории Людмила Ивановна Лазарева, которую все любовно называли почему-то Жанной д, Арк.Гаранин еще на августовском педсовете предложил широко отметить это событие не первого сентября, хотя и в этот день было её чествование.Были представители  из администрации, было много добрых слов, цветов.
Пётр Анатольевич внёс тогда предложение провести это мероприятие по-семейному в День встречи выпускников.Чтобы дать возможность сказать добрые слова замечательному человеку и педагогу представителям разных поколений учеников, кого учила и выпустила в жизнь эта, с виду хрупкая, но богатая душой женщина.И коллеги тогда поддержали директора, стали готовить "капустник".
И вот сегодня это произойдёт.Времени до начала было еще минут тридцать и Гаранин присел на небольшой диванчик  и окунулся в воспоминания.Он начал вспоминать, как более сорока лет назад пришел в эту школу молодым учителем, практически без педагогического опыта, как начинал и с чего начинал здесь и педагогическую карьеру и проходил школу руководителя.Это уже потом в жизни Петра Анатольевича будут и большая и шумная средняя школа и производственные коллективы со своими особыми, подчас очень жёсткими, законами бытия. Но именно эта небольшая сельская школа с её рабочей  тишиной и размеренностью жизни, сплочённый, как крепкая и дружная семья учительский коллектив, чистые и доверчивые глаза сельских ребятишек, сделали его таким, какой он сейчас-доступным и доверчивым, где-то даже простодушным романтиком.Но верным всегда своему делу .
                                                            1
По рекомендации областного отдела народного образования только вчера Гаранин прибыл в Приозерский район.А сейчас  Петр Анатольевич  вышел из кабинета заведующего районным отделом  несколько растерянным.Было отчего.Только что ему было предложено возглавить коллектив восьмилетней школы здесь в соседнем районе.Мысли после разговора путались, теснились.Выйдя из приёмной, он стал неторопливо ходить по узкому коридору, а из головы не выходил только что состоявшийся разговор.
Приняв его, заведующий отделом сразу извинился, сказав что  времени для длительной и обстоятельной беседы у него нет, всё переносится на следующий день, а сейчас он торопится на заседание бюро райкома, где рассматривается вопрос о работе учреждений народного образования по трудовому воспитанию учащихся в современных условиях.
Поэтому разговор сразу перешёл в деловое русло.
-Петр Анатольевич, пусть Вас не удивит сейчас моё предложение.
-Мы хотим предложить Вам возглавить коллектив небольшой восьмилетней школы в нашем районе, что находится в сорока километрах от райцентра.
Немного помолчав, заведующий продолжил:
-Вы можете задать мне законный вопрос о возрасте, практическом опыте и так далее.
-Да, Вы молоды.К тому же не работали в нашем районе.Но его бытоуклад и специфика развития  мало чем отличается от вашего родного района.Только, пожалуй хвойных лесов настоящих, а не посадок, у нас больше.
-Скажу открыто, прежде чем пойти на это решение, мы созвонились с коллегами из вашего района, с районным комсомолом.Навели справки.
-И потом, Вы часто бываете в нашем районе на различных соревнованиях.У Вас здесь работают однокурсники, они о Вас хорошо отзываются.
-Вы молоды, инициативны, амбициозны, есть опыт работы в школе.
-Да, три года это немного, но это опыт.Вы знаете школу изнутри и как мне сказали, у Вас хороший контакт и с детьми и с коллегами.
-А это очень важно, поверьте мне.
Заведующий на какое-то время замолчал, потом подводя черту в разговоре продолжил:
-И ещё.У Вас есть хорошее качество.Вы умеете слушать человека и всегда в поиске нового и есть желание учиться.Учиться новым формам работы, новым методам преподавания.
-Поверьте, это очень важно для учителя учителей, коим является руководитель любой школы.
-И ещё.Скажу откровенно, этого предложения могло бы и не быть.Но новый первый секретарь райкома, не из местных, только что пришел после ВПШ, делает усиленно ставку на молодёжь, вливает свежую кровь.Утверждена программа по продвижению молодых перспективных кадров во всех отраслях народного хозяйства в районе.И этому неукоснительно следуют.
Заведующий опять помолчал, потом продолжил:
-Вот и я совсем недавно из сельской школы, из директорского кресла.
-А сейчас, извините, позвольте откланяться.Спешу.До встречи завтра в восемь, здесь у меня.
-Жду с положительным ответом, и поедем смотреть восьмилетку.Потом будем решать и остальные вопросы.
Сказать, что Гаранин переживал, это значить ничего не сказать.В голову полезли мысли и о близких и маленькой дочке, о престарелых родителях.
Придя в гостиницу, где он остановился, он сразу заказал переговоры с женой, что находилась с дочкой  у своих родителей в родном районе.Разговор был коротким.На удивление, все сразу поддержали его и советовали согласиться с предложением.
На следующее утро в назначенное время Гаранин был у заведующего.После короткой беседы выехали в школу.
Говорил дорогой в основном заведующий.Виктор Михайлович рассказал о вчерашнем заседании, о задачах, что были поставлены перед педагогическими коллективами  школ района.
Затем  красочно и с улыбкой стал рассказывать о том, как после исторического факультета института пришёл в родную школу.Как начинал работать, о своих проблемах.Как ему пришлось ломать менторский подход некоторых учителей к преподаванию основных предметов, как вместе пришлось учиться новому.
Иногда Виктор Михайлович ненадолго замолкал.И в это время Петр Анатольевич старался рассмотреть то, что проплывало за окном машины.Природа здесь была несколько другая.Всё-таки район ближе к северу, таёжный.Радовало Гарнина то, что дорогой попадались небольшие речки, значить будет где порыбачить в свободное время.Радовало и то, что было много хвойных лесов, их тоже любил Гаранин, особенно ему нравилось собирать грибы в светлых чистых лесах.Заметив, с каким интересом Гаранин наблюдает за пробегающими картинами, заведующий стал красочно рассказывать о том, какая в этих местах рыбалка и охота, а какие белые и рыжики.
В заключение вздохнув, посетовал, что практически не видит всего этого.На рыбалку удаётся выбраться  крайне редко, так иногда по грибы.Всё время забирает работа-заседания, выезды в  школы, в область...
Так за разговорами и пролетело время.Машина вынырнула из смешанного леса на простор.Впереди потянулись поля и заливные луга вдоль речки.Вдали виднелась чуть заметная полоска леса.С правой стороны дороги  расположилась ухоженное село, в конце его виднелась высокая вышка.Как потом  узнал Гаранин, здесь недалеко проходила магистраль федерального газонефтепровода и вышка стояла на территории перекачивающей станции.
-А вот и наша школа,-тихо произнес Виктор Михайлович.Поначалу Гаранин не увидел никакой школы, так как машина спустилась с большака и ехала вдоль штакетного забора, за которым был большой сад.Они объехали сад и машина остановилась у простых лёгких расписанных ворот.В глубине сада Гаранин увидел одноэтажную деревянную школу.Видно, что здание построено из добротного красного леса давно.С первого взгляда  оно показалось Петру Анатольевичу сероватым и невзрачным.Но большие  окна с резными крашеными наличниками делали его нарядным, картинным, что на  него хотелось смотреть и смотреть.И всё это в окружении великолепного сада.К резному крыльцу школы вело несколько дорожек:
от небольших подсобных помещений , со спортплощадки и вероятно от мастерской.На пересечении дорожек в центре была разбита  клумба, на которой цвели  красивые цветы.Пахло свежескошенной травой и садом.Всё это сочетание сразу запало в сердце Гаранина и напомнило ему его старую деревянную школу, тоже в большом саду, в которой он проучился до шестого класса.Только та сельская десятилетка была значительно больше.Там было всегда шумно, весело, все куда-то всегда спешили.Огромный коридор был всегда заполнен ребятнёй, гудел как улей.Кто-то играл в настольный теннис, кто-то висел на турнике, что стоял в коридоре на растяжках, кто-то прыгал "классики", были и такие, что бродили с учебниками и что-то зубрили.А какие там стояли запахи от буфета.
Приехавших уже вышли встречать.С резного крыльца, не торопясь спустилась седая  женщина небольшого роста.На ней был строгий  серый  красивый костюм и белая блузка.И Петру показалось, что есть в ней что-то  такое, что указывает на  её непростое происхождение.Как оказалось он не ошибся.Старая директриса была из Ленинграда и  происходила из довольно знатного рода.
Подойдя к приехавшим гостям, она чуть склонила  голову в приветствии и негромко сказала:
-Рады приветствовать дорогих гостей на  нашей благодатной земле.И представилась, больше обращаясь к Гаранину:
-Маргарита Львовна Торопова, урождённая Корнилова.
Заведующий улыбаясь, тоже не спеша подошёл к ней, поздоровался за руку и сказал:
-И  мы  очень рады видеть Вас  в добром здравии, Маргарита Львовна.

-Позвольте представить,-Гаранин Петр Анатольевич, учитель- филолог, будем рекомендовать  его на руководство школой.
-Вот и чудно, замечательно.А Вы знаете, уважаемый Виктор Михайлович, моего покойного мужа звали тоже Петром Анатольевичем.Хороший был физик , блокада сгубила.Умер уже здесь в Сибири.
-Ну что, пройдем в  здание, или прогуляемся здесь, осмотрим мастерскую, подсобные?
На что заведующий тихо ответил:
-Пожалуй пройдём в классы.Всё я это видел неоднократно, а Петру Анатольевичу со всем этим знакомиться надо будет детально и пройтись непосредственно с людьми, что возглавляют эти участки.Я думаю у них к друг другу будут заинтересованные вопросы. После некоторого молчания  заведующий продолжил:
-Я думаю, Петр Анатольевич уже понял, судя по ухоженной территории, что здесь трудятся очень ответственные, влюбленные в своё дело и школу люди.
-И всё это благодаря вашему мудрому руководству, уважаемая Маргарита Львовна.
-Вы мне льстите, уважаемый Виктор Михайлович.Но Вы знаете, чертовски приятно.
-Что же, пройдёмте в школу.
Было время отпусков, поэтому в школе их встретили два педагога, тоже довольно приличного возраста.Это были учитель рисования и трудовик, высокий стройный, интеллигентного вида  седой мужчина Митрофан Матвеевич Радужный и учитель словесник Галина Михайловна Лаврушина.Это потом эти два ветерана вместе с молодыми педагогами станут добрыми и надежными помощниками Гаранину на первый период работы его до ухода на выборную должность.
Их провели по всем классным комнатам, по коридору, показали оформление, необходимую для учащихся информацию.Гаранина удивило обилие неплохих пейзажных картин и в классах и коридоре.Картины были довольно приличными, была видна и рука мастера и стиль… Нет это были не репродукции.Это был местный колоритный пейзаж.
Заметив, с каким интересом рассматривает Гаранин картины, Маргарита Львовна сказала с гордостью:
-А это, юный друг, творения уважаемого Митрофана Матвеевича и наших учеников-кружковцев.
-А  вы знаете, неплохо.Очень прилично,-тихо сказал Гаранин.  И обратившись к учителю рисования он сказал:
-Спасибо, уважаемый.Мне очень понравились все картины.По-моему всё это очень воспитывает.
Директор школы  и заведующий переглянулись и улыбнулись.Было видно, что им понравилась  и  реплика Гаранина и его  доброе слово учителю.
Потом они пили чай в небольшом школьном буфете и еще какое-то время говорили о перспективах развития таких вот школ, об образовании вообще, о современных тенденциях и нынешнем подрастающем поколении.
Потом был переезд.Устройство на новом месте.Гаранин сразу окунулся в работу.Приближалось первое сентября.
Со своим помощником, учителем истории, тоже  не так давно работающей в этой школе, они стали планировать первоочередные мероприятия по проведению линейки на первое сентября, составили перспективные планы  проведения общешкольных мероприятий на первое полугодие учебного года.
Было много интересных задумок, предложений.Но из всего этого надо было  отобрать более значимые и  провести мероприятия так, чтобы они прошли через сердце и душу ребят.Планировались  мероприятия и по повышению уровня образования и самих учителей, участие в работе методических кустовых объединений.Всё это было нужно вынести на августовский педсовет, посоветоваться с коллегами, утвердить  .
Потом начало  учебного года.Завертелось, поехало.. 
Уже на сентябрьском педсовете Гаранин рассказал коллективу, что исходя  из бюджета на учебный год, есть возможность начать работу по замене устаревшего школьного оборудование на современное.Рассказал, что получил полную поддержку по этому вопросу у заведующего, который  обещал дополнительно направить  деньги на их школу из денежных средств, что не используют другие школы.Уже сейчас выделяются дополнительные средства на оборудование их мастерской и кабинетов химии и физики.
Уже на осенних каникулах при помощи агрофирмы была доставлена первая партия новых парт и лабораторного оборудования для предметных кабинетов.
Сколько было радости у ребят и учителей.Несмотря на каникулы, пришли помогать  выгружать и расставлять не только ребята, но и часть родителей.И все делалось весело, дружно.
Именно здесь он впервые почувствовал дух и атмосферу этой старой школы.Здесь всё было по- домашнему, от запаха в буфете, до запаха в школьной мастерской.И отношения между учителями и детьми были другими.Здесь не было  того барьера, что разделял учителей и учеников в больших средних школах.Здесь не было той официальности и строгости, что порой мешала им понять друг друга, сблизиться, стать единым целым.
Здесь он впервые увидел и услышал, что детей практически не называют по фамилиям.
Повсюду звучали только имена, причём всегда ласково, опять же по-домашнему.
-Машенька… Сашенька..,-слышалось в коридорах и в классах.
Характерно, что это не было панибратством, заигрыванием.Это были искренние отношения.Это не портило детей, напротив, цементировало двусторонние отношения.
Это ко многому обязывало детей.
                                                               2
В дверь кабинета негромко постучали.И Гаранин вернулся в действительность из своих воспоминаний.
-Да, да, войдите,-громко сказал Петр Анатольевич.
В кабинет вошла завуч Лидия Ивановна. Она тихо сказала:
-Ну что, Петр Анатольевич,  дорогой.Пора. Все собрались.И она эмоционально продолжила:
-А ребят -то нынче понаехало.Приставные сидения  пришлось заносить.
-Это хорошо! Это просто замечательно! Значить любят школу, учителей любят, дорогуша Вы моя,-не менее эмоционально сказал Гаранин.
Он вышел в коридор, где его ожидали улыбающиеся коллеги.И Гаранину стало так тепло на душе, как давно уже не было.
-Ну что, други мой.С праздником, дорогие "подорожники" всех.
-Вижу, вижу,-рады дню этому.Вот он наш день.Праздник души и педагога истинного, ремесленника настоящего.И шутя закончил:
-Таблетками запаслись, уважаемые?
-Смотрите, эмоции контролируйте.Не забывайте  о возрасте,-весело закончил Петр Анатольевич.И они  направились дружно к залу.Пропустив вперед коллег Гаранин вошёл в зал последним.
При появлении учителей все в зале  встали и приветствовали вошедших дружными аплодисментами.Для учителей  был традиционно оставлен первый ряд.Они начали рассаживаться.Женщины уже стали прикладывать платочки к глазам, кого-то приветствовать.
Небольшая сцена традиционно украшена.Но на сцену Гаранин выходил только во время официальных праздничных мероприятий.Во время же вечеров встреч и на общешкольных родительских собраниях он никогда не поднимался на сцену.Буду ближе к народу,-всегда говаривал он.
Вот и сейчас он отошёл на своё любимое место ближе к окну, некоторое время молчал, потом улыбаясь заговорил:
-Дорогие друзья! Я рад от имени всего коллектива сегодня приветствовать всех вас  в стенах родной школы.
-Встречать выпускников для нас всегда огромная радость.Мы благодарны всем  вам, что вы находите время посетить родную школу, встретиться с друзьями и преподавателями, поделиться успехами и проблемами.
-Радует сегодняшний вечер.Давненько, друзья мои, не собиралось сразу столько птенцов  наших, дорогих"подорожников".Да и вечер по программе у нас тоже  сегодня необычный.
-Впервые за много лет мы  при всех широко будем чествовать своего коллегу, товарища, ветерана педагогического труда, просто замечательного и надежного человека.
-Я говорю, друзья мои, о  нашей  Людмиле Ивановне Лазаревой, которую и мы учителя с вашей подачи с любовью иногда между собой тоже называем Жанной д.Арк.Сорок пять лет она открывает двери этой школы.
-Скажу больше.Этот человек открыл вам тайны истории, тайны древних миров, увлёк в дальние исторические путешествия.Листая вместе с вами непростые, порой трагические страницы нашей и мировой истории она научила вас   формировать свою точку зрения на происходящее и в современном мировом процессе, а самое главное привила  любовь к родному краю, России нашей.Я твёрдо знаю, все вы стали достойными гражданами великой державы .
Во время приветственной эмоциональной речи Гаранина в зал осторожно, извиняясь, вошла  красивая пара-седой полковник и стройная не по годам,. седеющая женщина.
-Товарищи, пристройте ребят, найдите место ,-обратился в зал директор. Конечно, он мог этого и не говорить, так как  уже несколько старшеклассников  уступили гостям свои места.Гаранин внимательно посмотрел на китель полковника, пока тот устраивался на место и определял большой пакет.С любопытством оглядывались на пару и многие в зале.На груди у полковника было два ордена Красной Звезды, два ордена Мужества и большое количество медалей.
В голове у Гаранина пронеслось:
-Кто-то из наших, а может и гость.Муж этой  красивой женщины.Если из наших, то кто?
Он прекрасно знал, что многие выпускники стали военными и достойно несут службу в различных уголках страны и не только.Этот вопрос волновал не только Гаранина, но и учителей и присутствующих.Сидящие переглядывались и у всех на лицах был немой вопрос: -Кто это?
-Друзья мои, не будем отвлекаться.Придет время всё узнаем,-негромко обратился в зал Гаранин.
-С вашего позволения, продолжим.
-Сегодня вас будет приветствовать и поздравлять молодое поколение новососновцев,
другие  по миропониманию и продвинутости "подорожники".Будет небольшой концерт, а потом вы разойдетесь по классам, для встречи и бесед в узком кругу.
-А сейчас я с большим удовольствием приглашаю на место "лобное" рядом со мной уважаемую Людмилу Ивановну.
-Прошу, сударыня,-и он указал на импровизированное кресло, которое только что поставили учащиеся. Под громкие аплодисменты зала, смущаясь, ветеран  присела осторожно на кресло, словно боясь сломать его.
Гаранин кратко, но душевно стал говорить о юбилярше.Много добрых слов услышала она в свой адрес.Закончив, он лукаво улыбнулся и сказал:
-Друзья мои, по сценарию должен быть "рояль в кустах".
-Посмотрим, где же он.И директор громко хлопнул в ладони.
На сцену немедля вышли два светловолосых подростка в расписных рубахах с большой коробкой-ларцом.
Гаранин весело сказал:
-Ну вот, други мои, не дать ни  взять"Двое из ларца  одинаковых с лица"!
-Замечательно! Молодцы!
Ребята поставили "ларец" на край сцены и театрально замерли.
Гаранин  снова хлопнул в ладоши.
-Ну что, откройте чудный свой "ларец", добры молодцы! Представте народу честнОму, что там сокрыто!,-громко, театрально продолжал Гаранин.
Молодцы послушно откинули крышку.Гаранин подошёл, заглянул в коробку и торжественно вынул оттуда красивый букет цветов. Под громкие аплодисменты он вручил его  Людмиле Ивановне.
-Но это  не всё.Я видел там кое-что еще.И он улыбаясь,  склонился над коробкой и запустил обе руки  в неё.Потом торжественно вытащил оттуда чудесный расписной самовар.Под аплодисменты и возгласы зала, он торжественно вручил подарок растроганной женщине.
-Друзья мои, пожалейте старика.Подмените на время, дайте отдышаться...
-Но прежде чем я передам слово моим коллегам.Я прочту для уважаемой Людмилы Ивановны стихи.Они просты.Я их написал когда-то давно для своей первой учительницы и классного руководителя. Послушайте.
Директор на мгновение задумался, видно вспоминая стихи.Потом начал читать стихи о сельской учительнице.Что говорить, умел это делать Петр Анатольевич.Все завороженно слушали его, как когда-то на уроках.В  заключении Гаранин особенно душевно прочел последние строки:

-Растут ребята — в жизнь уходят твердо,
Летит у школы лист вновь   золотой.
А сельской улицей  шагает cнова гордо,
Седой учитель с юною душой.

И Гаранин театрально поклонился залу.После короткого молчания, зал взорвался аплодисментами.Было видно, что стихи понравились, дошли до сердца. Потом   о виновнице говорили коллеги, ученики и выпускники, говорили  как  о учителе, человеке.Уже под занавес торжественных речей раздался голос  полковника:
-Петр Анатольевич! Разрешите и нам сказать слово,-обратился он к Гаранину.И полковник пошёл к сцене звеня медалями.Он поздоровался с директором за руку и встал рядом с ним.
Приложив руку к сердцу он поклоном приветствовал зал.
-Дорогие мои, родные мои,-взволнованно начал он.
-Вы не представляете сегодня мои чувства и моё состояние.Я прошу простить меня если что-то скажу не так.
-Сорок три года назад я покинул стены этой школы.
-Нет, не этой новой и современной.А той старой, деревянной.Которая нам дороже и роднее.Буквально полчаса назад я целовал ее стены и плакал как непутёвый сын после долгой разлуки.
-Я помню, как пришли в  нашу школу эти два замечательных человека директор и историк.Молоденькие были совсем.Но они всколыхнули тогда жизнь.Стало проводиться много интересных мероприятий.Стали проводиться вечера современного танца, да и многое другое.
-А походы, а песни под гитару у костра.А дни пионерии!- Говорил и говорил, не останавливаясь эмоционально полковник.
-А дорогая Людмила Ивановна стала на два года нашим классным руководителем.
-Кто же вы наконец?-привставая эмоционально стала спрашивать преподаватель-ветеран.
-Кто Вы, о рыцарь седой?
Немного помолчав, полковник продолжил:
-Родные мои, я понимаю ваше нетерпение.Но сначала я хочу извиниться перед моими дорогими учителями, за то, что долгие годы не давал знать о себе.
-На это были очень веские причины и я о них позже расскажу.
-И ещё! Не посчитайте это нескромностью, что я пришел сегодня в родную школу при всех регалиях.
-Я редко облачаюсь в парадный  мундир.Но сегодня при полном параде прибыл сюда специально, чтобы с большим опозданием сказать одно.
-То, что я сегодня достиг, что имею и эти награды.Это всё благодаря вам.И награды тоже наполовину ваши.И  полковник ненадолго замолчал.
-Да, трудно сегодня узнать меня, время -то сколько пролетело.
-Кто бы мог подумать, что сорванец из соседней Петровки, Колька Саблин по прозвищу "Капитан", гроза садов и огородов, заводила и  тогдашний предводитель деревенской ребятни, станет настоящим воином, закончит академию, многого добьётся в жизни.
-Да, дорогие мои учителя, дорогая Людмила Ивановна, это я, Ваш Колька Саблин, ученик, который подчас создавал когда-то проблемы.
С места поднялась Людмила Ивановна и тихо сказала:
-Боже! Кто бы мог подумать.Я снова стою рядом с мальчишкой, который на уроках специально задавал мне трудные вопросы, втягивал меня  в дискуссию.А знаете для чего?
-Чтобы я не могла спросить некоторых его друзей -оболтусов, прошу прошения за слово такое, по предмету.
И они обнялись: седая учительница и седой полковник, учитель и ученик.И все зааплодировали  в зале.
-Но это еще не всё, дорогие мои учителя.
-Лариса, подойди сюда к нам,-обратился полковник к своей спутнице.
Через зал  с большим пакетом вышла милая улыбающаяся  женщина.
-Уважаемая Людмила Ивановна! А вот Вам еще один сюрприз к юбилею.
-Эта очаровательная особа и моя дорогая жена, бывшая Ваша любимая ученица Лариса Яровая из  Демьяновки.
-Яровая! Лариса, -удивлённо всплеснула руками и восторженно сказала учительница.
-Вот так сюрприз! Ларисочка, дорогая.Неужели это ты? И уже седина.
-А что тогда про меня  говорить! И она обняла и поцеловала свою бывшую ученицу.
Некоторое мгновение в зале стояла тишина.
Потом снова стал говорить Саблин.
-Дорогие мои.Так хочется сегодня сказать  всем много добрых слов.Но, к сожалению, время торопит.За чаем мы ещё поговорим.
-А сейчас я  еще немного задержу ваше внимание.
-Перед тем как зайти сюда в зал, мы с женой прошлись по коридору.Увидели очень много знакомых картин.Это картины нашего любимого учителя, ныне покойного Митрофана Матвеевича.
-Ведь это он когда-то научил меня, сельского мальчишку, видеть и понимать природу, понимать прекрасное и переносить всё на бумагу и холст.
-С той поры я рисую.Рисую для себя, иногда для друзей.К сожалению, времени на это бывает очень мало.И он грустно улыбнулся и продолжил:
-Разве вот в госпиталях, когда несколько раз прохлаждался.
-Уважаемый, Петр Анатольевич!-обратился он к директору.
-Примите от нас с женой  на память наш скромный подарок.И он принял из рук жены картину и повернул её к залу.
На картине была изображена  та их старая  деревянная школа в весеннюю пору, когда буйно цвели  яблони и сирень.Картина была настолько светлой и тёплой, что на неё хотелось смотреть и смотреть.
-Ну, батенька! Ну, полковник!-тихо сказал Гаранин.
-Удивил, право, удивил. Лучшего подарка и быть не может.
-К большому сожалению, изображения той старой нашей школы осталось только на фото и то фрагментами.
-А  это замечательное полотно займет достойное место, с соответствующими комментариями  о дарителях.Я думаю, вы не будете против.
-Да, конечно.Нам будет очень приятно.
-И ещё один подарок,-тихо сказал полковник.
-Эта вещь очень дорога мне.После серьезного ранения в Афганистане, я долгое время был в госпиталях.И вот там я принялся за эту картину.
-Это память о моей рано ушедшей матери, что тоже была учительницей начальных классов.
-Писал и вспоминал свою школу и моих любимых учителей.
И полковник с какой-то особой осторожностью взял эту картину из рук жены и снова показал всем.
В правом углу картины, в лучах яркого света,  стояла молодая красивая учительница и задумчиво смотрела в окно. За окном буйствовала весна, цвела сирень.
В левом углу картины видна большая классная доска и на ней написано в две строчки.
                                          СОЧИНЕНИЕ
                         ТЕМА: " Я ЛЮБЛЮ  ЖИЗНЬ!"


Трудно сказать, какие сейчас чувства  испытывали учителя, но  некоторые из женщин стали вновь прикладывать платочки к глазам.
-Дорогие наши учителя!-заговорила уже Лариса.
-Пусть прозвучали сегодня и  в самом деле наши запоздалые слова благодарности за всё, что вы для нас сделали.
-Ведь это вы дали нам знания, без которых трудно было бы строить перспективу, двигаться  по жизни к цели.
-Только вы способны будоражить нашу мечту и даёте в руки знамя надежды и веры.
-Спасибо и низкий поклон вам за это от всех выпускников .
-А эту картину мы дарим нашему любимому учителю и классному руководителю,
дорогой Людмиле Ивановне!
В зале опять воцарила на некоторое  время  тишина.Её нарушил Гаранин.
-Да, друзья мои.Дорогие мои коллеги! Поверьте, ради таких минут стоит жить.Стоит корпеть  ночами над планами и тетрадками,  жить  мечтами и трудностями ребят.
-Вот она оценка нашего труда.Да, она приходит через года, иногда и через десятилетия.Но она приходит.И это счастье.Огромное счастье.
-И закончу я нашу встречу, друзья, стихами:

-Гордись, Учитель,  ты их учишь жизни ,
 И каждый день  ты на передовой.
Любовью к делу служим мы   Отчизне,
Так нам, друзья, начертано судьбой!

-Спасибо, дорогие мои! Спасибо за то, что вы есть, что с вами легко и спокойно.Спасибо за ребят, что  воспитываете их достойными  гражданами земли нашей.
Январь-февраль 2017.Тюмень. 

Рейтинг: 0 Голосов: 0 716 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!